Нарушение речи при инсульте

Нарушение речи при инсульте

Человеческий мозг отвечает за огромное количество функций в организме. В результате локальных повреждений могут развиваться тяжелые поражения речи. Среди существующих проблем сенсорная афазия является самой распространенной, которая еще называется акустико-гностической. У нее есть свои симптомы, причины развития и методики лечения.

Что это такое сенсорная афазия?

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

  1. Сематическая афазия. Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.
  2. Акалькулия-афазия. Основной отличительный признак – человек не может считать. Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции. Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.
  4. Тотальная афазия. В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.

Нарушение речи при инсульте

Причина сенсорной афазии

Есть определенный перечень причин, которые могут спровоцировать подобные нарушения (о них далее), но при этом есть еще и факторы, увеличивающие риск развития заболевания.

Сенсорная афазия возникает при поражении мозга, а провоцировать ее может гипертония, перенесенные ранее ишемические инсульты и травмы головы, которые не проходят без последствий.

Тяжесть патологии и симптоматика зависит от многих факторов, например, возраста и обширности поражения.

Нарушение речи при инсульте

При сбоях мозгового кровообращения кровь не поступает до нужного отдела мозга, который контролирует определенную функцию организма. Сенсорная афазия после инсульта возникает при повреждении речевых зон: Вернике и Брока. Из-за патологии части мозга, отвечающей за управление языком, человек теряет способность разговаривать и понимать слова.

Нарушение речи без инсульта – причины

В большинстве случаев проблема возникает из-за повреждающего воздействия на мозг человека. У взрослых самые распространенные причины следующие:

Чаще у детей сенсорная афазия развивается при поражении мозга из-за травм, опухоли, аневризмы и инфекций. Что касается инсультов, но они в младшем возрасте встречаются очень редко, но исключать их нельзя. Еще в медицине зафиксированы случаи, когда сенсорная афазия возникала в сочетании с эпилепсией, что было названо учеными, как синдром Ландау-Клеффнера.

Нарушение речи – диагностика

Чтобы обнаружить такое поражение мозга, человеку предстоит пройти серьезное обследование. Важна консультация невролога, логопеда, дефектолога, нейрофизиолога, психиатра.

Если возникло нарушение речи у взрослых, то применяются такие методики диагностики: логопедические упражнения, УЗИ, МРТ и МКТ, проверка слуховой памяти, ангиография и другие.

Врачи используют комплексный подход, чтобы исключить другие заболевания с похожей симптоматикой. Очень важно – определить, где расположен очаг поражения в мозге.

Нарушение речи при инсульте

Сенсорная афазия – лечение

Редко, но зафиксированы случаи, когда при легком течении болезни, речевая функция восстанавливалась сама собой. В такой ситуации задача врачей – убрать причину патологии. Это касается и наличие травмы, опухоли и других виды повреждений.

Стоит понимать, что восстанавливаться речевая функция будет долгое время и на этого потребуется потратить много сил и нервов.

Сенсорно-моторная афазия лечится при помощи коррекционной работы, а в качестве дополнения могут назначаться лекарственные средства, так, это могут быть ноотропные и тонизирующие препараты, а еще антидепрессанты.

Коррекционная работа при сенсорной афазии

Методику, направленную на борьбу с этим расстройством, разработал еще в 1960 году В.М. Коган. Он доказал, что каждое слово взаимодействует с большим количеством других слов, которые в большей или меньшей степени связаны с ним по смыслу.

Главная задача восстановительного обучения при сенсорной афазии – восстановление смысловых единиц, которые входят в сложную систему синонимов и инвертированных словосочетаний.

Кроме этого, больной должен научиться улавливать основные признаки предмета при определении обозначающего его слова.

Для восстановления при сенсорной афазии и расширения используемых синтаксических конструкций на начальной стадии лечения применяются упражнения, подразумевающие составление разных сложноподчиненных предложений.

В обязательном порядке в них должны быть включены союзные слова, например: чтобы, когда, после того как и так далее.

По мере восстановления задачи усложняются, так, больные пишут сочинения, используя определенные словосочетания по разным картинкам.

Сенсорная афазия – упражнения

Нарушение речи при инсульте

Специалисты рекомендуют своим пациентам и их родственникам выполнять несложные упражнения с лечебной целью:

  1. Человек должен, используя картинки с разными предметами, классифицировать их по названиям, признакам и другим параметрам.
  2. Пострадавшему дается несколько наименований какого-то предмета, а он выбирает правильный вариант.
  3. Больной с сенсорной афазией должен дифференцировать близкие по звучанию слова.
  4. Используются картинки и соответствующий им текст, а задача заключается в составлении рассказа по сюжету изображений.
  5. Пациенту задают вопросы, на которые он должен сначала давать односложные ответы, а затем отрабатывать простые и более развернутые диалоги.
  6. При хорошем прогрессе переходят на чтение и письмо.

Нарушение речи при инсульте: формы, признаки, способы реабилитации

Инсульт является крайне опасной патологией, при которой происходят необратимые изменения в разных отделах мозга. Такое состояние является смертельно опасным, однако даже если пациента удается спасти, нередко возникают тяжелые физиологические и психологические расстройства. Одним из наиболее распространенных среди них является нарушение речевых способностей человека.

Содержание:

Общие сведения об инсульте

Во время инсульта происходит резкое нарушение притока крови в определенных мозговых отделах. Из-за недостаточного кровоснабжения в клетках возникает острый дефицит кислорода. В свою очередь, это провоцирует атрофические процессы, которые в мозговых тканях развиваются крайне быстро. При отсутствии помощи пациент может умереть в течение нескольких часов с момента развития приступа.

Нарушение речи при инсульте

Основная причина патологии заключается в нарушении проходимости сосудов мозга. Обычно, сосудистая непроходимость провоцируется закупоркой кровяными сгустками или тромбами. Из-за этого, кровь не может проникать в мозг, вызывая ряд патологических изменений.

Еще одной причиной, и одновременно формой патологии является геморрагический инсульт. Он возникает в случае, если сосуды, питающие мозг, по определенным причинам разрывается. Происходит внутричерепное кровоизлияние, из-за которого на нервные ткани оказывается сильное давление.

В число факторов риска можно отнести следующие:

  • Постоянное высокое давление
  • Наличие сердечных патологий
  • Высокий содержание холестерина в крови
  • Диабет
  • Заболевания, связанные с нарушением свертываемости крови
  • Употребление алкогольных напитков и курение

Инсульт характеризуется стремительным развитием. У больных проявляется множество симптомов, указывающих на наличие патологии в мозгу.

Наиболее достоверным признаком считается нарушение иннервации мышечных тканей в области лица и конечностей.

У больного могут возникать судороги, непроизвольные сокращения, либо же мышечная дисфункция, при которой пациент не способен выполнить простое движение.

Одновременно с расстройствами мышц у больных возникают сильные головные боли. Четкая локализации болевого синдрома отсутствует. Также у пациента появляется сильное головокружение, возможны расстройства памяти, кратковременные или долговременные потери сознания. Нередко инсульт сопровождается тошнотой и рвотой, усиленным выделением пота, чувством жара.

В зависимости от того, какой мозговой отдел был поражен патологией, у больного происходят нарушения пространственной ориентации, могут возникать галлюцинации.

Обычно более выраженными симптомами и стремительным развитием характеризуется инсульт геморрагического происхождения. При ишемической форме патологии симптомы могут периодически возникать, после чего на некоторое время исчезать.

Такое состояние может длиться от нескольких дней до нескольких недель, что связано с резким уменьшением просвета проходимости кровеносных сосудов.

Нарушение речи при инсульте

В целом, инсульт является сосудистой патологией, при которой вследствие нарушения кровообращения возникают атрофия мозговых тканей.

Речевые расстройства: виды и признаки

В медицинской терминологией нарушение речи называется афазией. Под данным определением понимаются любые речевые расстройства, возникающие у человека с нормальной сформированным речевым аппаратом. Данная патология может возникать из-за многих заболеваний мозга, в число которых входит и инсульт.

Причина, по которой развивается нарушение речи при инсульте, заключается в недостаточном кровоснабжении определённых участков мозговой коры. Именно здесь располагаются нервные центры, обеспечивающие способность к речи. Патологическое состояние может возникать как при возникновении первичного поражения, так и выступает в качестве осложнения после инсульта.

Виды афазии:

  • Моторная. При таком расстройстве речи человек не способен произносить любые слова. Однако больной может издавать отдельные звуки. Кроме этого, у пациента не возникает трудностей с пониманием речи других людей. При тяжелых случаях больной не может произносить даже звуки, однако способность к речевому восприятию сохраняется.
  • Семантическая. Считается наиболее легкой формой афазии. Больной способен говорить с использованием слов и предложений. Однако у него возникают трудности при восприятии сложных словесных конструкций. Кроме этого, человек с семантической афазией нередко путает окончания в словах, неправильно использует предлоги, может плохо воспринимать сравнительно-оценочные конструкции, устойчивые выражения.
  • Амнестическая. Развивается при поражениях височных или теменных участков мозга. Пациент может говорить, однако у него возникают трудности при необходимости называть какие-либо предметы. При этом, человек помнит их функцию и значение, и может использовать их в случае необходимости.
  • Номинальная. Характеризуется аналогичными с предыдущей формой афазии признаками. Однако отличительной особенностью является более масштабный характер нарушения памяти, при котором больной может очень долго вспоминать названия, имена, определения, или же тратит длительный промежуток времени для одного высказывания. Считается, что данная форма патологии является предвестником болезни Альцгеймера – одного из видов слабоумия, нередко возникающего у людей, перенесших инсульт.
  • Сенсорная. При такой форме афазии у больного сохраняется нормальная способность разговаривать. Человек хорошо выговаривает слова, использует их для сложных лексических конструкций, беспрепятственно выражает свои мысли. Однако серьезно затрагивается способность к восприятию речи. Также, в редких случаях, пациенты с сенсорной афазией неправильно ставят ударения в словах, непроизвольно заменяют звуки.
  • Тотальная. Провоцируется обширными поражениями нервных тканей, отвечающих за речевую функцию. Больной совершенно не способен произносить слова или отдельные звуки. Также отсутствует понимание речи других людей.

Нарушение речи при инсульте

  • Дизартрия. Расстройство связано с нарушением произношения звуков. Речь человека стает невнятной, плохо различаются слова. При этом, меняется и сам голос, так как он становится глухим. Данное расстройство часто возникает одновременно с глотательными и дыхательными нарушениями.

Таким образом, существуют различные формы речевых нарушений, признаки которых зависят от характера и локализации поражения мозговых тканей при инсульте.

Лечебные мероприятия

Восстановление речевых способностей является обязательным компонентом общей постинсультной реабилитации. Обычно, наибольшей интенсивностью афазия характеризуется в первые несколько недель после инсульта. Однако в дальнейшем проявления расстройства могут ослабляться, речь восстанавливаться. Чтобы ускорить данный процесс проводится специальная терапия.

Наилучшие результаты лечения отмечаются в первые 3 месяца после развития патологии. Однако улучшение речевых способностей является возможным даже в том случае, если с момент инсульта прошло более до 2 лет.

Длительность терапии, в зависимости от вида афазии и степени ее тяжести, может варьироваться от 2-4 месяцев до нескольких лет. Лечение предусматривает регулярные занятия с логопедом, общая длительность которых должна составлять не менее 4 часов в неделю. Кроме этого, упражнения для развития речи осуществляются и в домашних условиях без помощи специалистов.

Основным методом терапевтического воздействия вне медицинского учреждения является стимуляция устных высказываний. Больному необходимо регулярно повторять простые повседневные фразы, состоящие из 3-5 слов. Такой метод наиболее эффективен при моторной афазии, так как позволяет пациенту восстанавливать естественное произношение слов.

Нарушение речи при инсульте

При более тяжелых формах афазии используются речевые автоматизированные ряды. Больному необходимо повторять за человеком знакомые ему выражения. Их функцию могут выполнять строчки из известных стихотворений, песен. Также может осуществляться устный счет. Это позволяет со временем выработать у больного способность к произношению простых фраз за счет постоянных повторений.

Одновременно с упражнениями, направленными на развитие речевых способностей, очень важно тренировать память пациента. Это позволит запоминать правильное произношение слов и отдельных фраз, и упрощает контакт больного с окружающими.

  • В целом, любое нарушение речи при инсульте следует лечить как можно раньше, так как это значительно повышает вероятность нормализации речевых функций.
  • Во время просмотра видео вы узнаете об инсульте.

Постинсультная афазия – патологическое явление, связанное с нарушением речи из-за влияния на соответствующие нервные центры. Выделяют различные виды речевых расстройств, что влияет на способ реабилитации, ее длительность, возможность к восстановлению первоначальных способностей к речи.

Нарушение речи при инсульте: причины, признаки, формы и лечение

Инсульт является очень серьезной патологией, которая приводит к необратимым изменениям в различных отделах головного мозга. Если после инсульта человеку удалось выжить, то самым распространенным осложнением считается нарушение речи. Патология приводит к тяжелым физиологическим и психологическим расстройствам.

Из-за чего при инсульте нарушается речь (причины)?

Головной мозг является самым важным органом центральной нервной системы.

Присутствующие в его стволе ядра рассылают по определенным отделам импульсы, благодаря чему выполняются двигательные команды. В их число входят нервы, участвующие в формировании речи.

Нарушение разговорной функции после инсульта наблюдается, если были повреждены речевые зоны мозга, которые называются зонами Брока и Вернике.

Если во время инсульта затрагивается область мозга, отвечающая за мышцы, которые используются для формирования речи, то человек может начать невнятно разговаривать, что называется дизартрией. А при нарушении зоны мозга, отвечающей за подвижность языка, у больного может вовсе пропасть речь, что называется афазией.

При нарушении одного полушария головного мозга, возникают неврологические осложнения на противоположной стороне человеческого организма.

То есть, если у человека парализовало правую сторону, то это свидетельствует, что произошло поражение левого полушария мозга.

А в связи с тем, что именно левая сторона несет ответственность за формирование речи, то при таких обстоятельствах прогноз менее обнадеживающий, чем при нарушениях правого полушария.

Нарушение речи при инсульте

Нарушения речи разделяются на два основных вида – дизартрию и афазию. Они не являются отдельными заболеваниями, а считаются симптомами поражения головного мозга. Дизартрией является то состояние, когда человек понимает, что ему говорят, но сам не может внятно выразить свои мысли.

Существует несколько степеней дизартрии:

  1. Наличие речевых нарушений выражено очень слабо, распознать которые может только логопед.
  2. Присутствуют несущественные нарушения в разговоре, однако окружающие понимают, что говорит больной.
  3. Разговор становится неразборчивым и непонятным для окружающих.
  4. Самая тяжелая степень, при которой речь полностью отсутствует.

Вторым видом является афазия, при которой речь нарушается полностью либо частично, при этом слух и артикуляция сохраняются. Нервный импульс оказывается недостаточным для выражения мысли при помощи органа речи. Афазия подразделяется на несколько видов, в зависимости от того, где локализовался очаг поражения и выявились дисфункции.

Рассмотрим виды афазий, с которыми люди сталкиваются чаще всего.

Моторная афазия

Такой вид речевых нарушений возникает, когда поражаются верхние части основной артерии головного мозга. У основных органов речи работоспособность остается прежней, однако человек с трудом ими управляет.

Легкая форма такой патологии сопровождается способностью говорить предложениями. Однако при этом меняется последовательность изложения, нарушается порядок слов и их форм. Усложняется произношение определенных согласных букв, слова могут произносится по слогам. Однако окружающие с легкостью понимают больного.

При тяжелых формах такой патологии речь нарушается полностью. Человек теряет способность к формированию предложений и слов, ему подвластны всего лишь некоторые гласные звуки.

Нарушение речи при инсульте

Сенсорная афазия

Патология возникает, если вследствие инсульта была поражена зона Вернике. Слух у человека остается прежним, однако частично или полностью отсутствует понимание речи окружающих. Больной разговаривает обрывками слов и отдельными звуками, которые между собой не взаимосвязаны.

Человек периодически может находиться в психологическом возбуждении, выказывая его активной жестикуляцией руками. Понимает, что от него требуют – открыть рот, повернуть голову, сесть. Также возможно повторение простых слов, без нахождения в них смысла. Когда к нему обращаются окружающие люди, различает лишь бессвязные звуки.

Динамическая афазия

Подобное отклонение возникает, если повреждаются задние лобные участки полушария. Проявляется отсутствием возможности мысленного построения предложений и воспроизведения их в устной форме. У человека путаются формы слов, проявляется спонтанное высказывание обрывками фраз.

При более сложной форме, человек погружается в инертное состояние. С большим трудом понимает смысл в длинных предложениях, теряет интерес к окружающему миру, а речь может полностью отсутствовать.

Вернется ли к человеку способность нормально разговаривать, зависит от того, насколько сильно, и какая область мозга была поражена во время инсульта. Также большое значение имеет возраст больного и скорость оказания медицинской помощи.

Восстановление речевых способностей занимает длительное время, потому что незатронутые области мозга должны перестроиться, чтобы выполнять разговорные функции. На это может уйти намного больше времени и усилий, чем на восстановление двигательных функций. Результативность лечебной терапии наблюдается на протяжении полугода после случившегося инсульта.

Нарушение речи при инсульте

Лечение

Одним из самых распространенных и эффективных способов лечения нарушенных разговорных функций, является речевая терапия. Она осуществляется с помощью различных специфических логопедических упражнений и методик. Также доказана эффективность другой терапии для людей, которые столкнулись с инсультом.

Рассмотрим, чем можно помочь человеку с нарушенной речевой функцией:

  • терапией, сопровождающейся пением тех слов, которые человек не может выговорить;
  • арт-терапией;
  • визуальным восприятием речи, сопоставлением картинок со словами;
  • созданием сценария с помощью вербальной коммуникации, при этом других видов, таких как визуальные подсказки присутствовать не должно;
  • массажем для восстановления речи;
  • групповой терапией, если человек будет понимать, что он не один борется с патологией, то появится стимул к выздоровлению;
  • медикаментозным лечением.

Народные методы

Когда больного выписали домой, рекомендуется продолжить лечение. После консультации с лечащим врачом можно использовать народную медицину. К наиболее распространенному способу лечения народными средствами относится продукт, обладающий природным происхождением – мумие.

Это средство, выпускаемое в таблетированной форме либо в виде бальзама, стимулирует регенерацию и образование клеток, которые формируют ткани и органы, а также делает сосуды более эластичными.

Существует несколько способов использования мумие:

  1. Берется 0,2-0,3 г препарата, растворяется в двух-трёх ложках чистой воды (можно добавить немного мёда) и принимается по утрам в течение месяца. По прохождении данного времени, делается десятидневный перерыв и курс повторяется заново.
  2. Лечение таблетированной формой мумие подразумевает ежедневный прием по 0,1 г сразу после пробуждения. Терапия должна продолжатся в течении 2 месяцев без перерывов.

Возникновение инсульта очень опасно для человека с различными осложнениями и нарушениями функциональности организма. Чтобы добиться высокой эффективности от лечебной терапии, нужно проводить ее комплексно и тщательно следовать предписаниям лечащего доктора.

Нарушение речи при инсульте

Главная   ›   Статьи   ›   Нарушение речи при инсульте Нарушение речи при инсульте

Определенные участки мозга отвечают за речь, процессы обучения, понимания, общения. Поэтому при инсульте эти функции могут быть нарушены. Так же может нарушаться мышечный контроль, обеспечивающий движения языка, которые необходимы для того, чтобы говорить и быть понятым. Занятия с логопедом и общение с близкими людьми помогут восстановлению этих функций.

Проблемы с языком:  афазия

Если инсульт влияет на мозговой центр речи, может возникать афазия. Это затруднение выражения мыслей или понимания слов. Человек с афазией может не понимать речь и/или написание слов. Пациент может понимать собеседника, но не способен подобрать правильные слова, чтобы ответить.

Заново учимся вести беседу

Логопед может помочь восстановить способность разговаривать. Существует множество различных методов лечения. Терапия зависит от того, что необходимо именно вам, и целей, которые ставите перед собой вы и ваши близкие.

Старайтесь разговаривать и читать, даже если это дается с трудом. Перескажите прочитанное. Практикуйтесь, беседуя со своими близкими и с людьми, с которыми вам комфортно. Это поможет вашему дальнейшему восстановлению.

 Советы по уходу

  • Задавайте пациенту вопросы, на которые могут быть получены ответы «да» или «нет».
  • Разговаривайте с пациентом спокойным голосом. Говорите медленно и четко.
  • Используйте короткие предложения и простые слова, но старайтесь не вести интонацию вниз: «Ты будешь есть?» — «Буду».
  • Дайте пациенту время, чтобы понять и ответить. Не говорите за него, пока не сможете понять, что он хочет сказать.
  • Попросите пациента повторить или перефразировать, если он что-то хочет сказать, но не может выразить.
  • Будьте терпеливы. Афазия может вызывать чувство неудовлетворения, но со временем, при правильной терапии, как правило, наступает улучшение.
  • Предложите пациенту раскладывать подписи к картинкам (например: собака, дом, чашка, мяч), читать эти подписи, списывать их, показать, где изображен тот или иной предмет.

Нарушение речи при инсульте

Проблемы с речью: дизартрия

При дизартрии нарушается качество произношения и плавность речи. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая.

Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы.

Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. Помимо расстройства четкости и плавности речи, при дизартрии может нарушаться глотание.

Целью реабилитации является более понятная и гладкая речь. Логопед поможет восстановить контроль и силу мышц лица и рта, научит разделять слова и создавать звуки с помощью определенных методик.

Советы по уходу

При дизартрии улучшению речи лучше всего способствует практика. Говорите с пациентом так, как если бы он был здоров, затем подождите ответа.

Рекомендации:

  • Практиковаться с пациентом, разговаривая звуками и словами.
  • Попросите логопеда дать вам список слов, которые лучше всего использовать.
  • Помните, что пациенту требуется время, чтобы выговорить слово.
  • Попросите пациента повторить слова, которые вы не поняли, или выразить по-другому то, что он хотел сказать.

При грубом нарушении речи, когда пациент не может произнести ни одного звука, рекомендуется использовать порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение знакомых четверостиший или начальных куплетов известных пациенту песен. Пациент должен следить за вашими губами, пытаться вместе с вами медленно повторять эти речевые ряды.

Это упражнение приносит успех в течение 2-3 недель. Речь пациента сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Он должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с кем-нибудь, потом самостоятельно.

Как только пациенту разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (пациент читает слово, по памяти его записывает и сравнивает с образцом).

Речевые занятия в течение первых недель после инсульта длятся 7-15 мин, через 1-2 месяца — до 30 мин. Иногда целесообразно эти занятия дробить и проводить 2-3 раза в день.

Подробную информацию о  видах и методиках восстановления нарушения речи, а так же весь дидактический материал Вы найдете в электронном курсе обучения «Реабилитация после инсульта в домашних условиях».

Причины речевых нарушений и реабилитация после перенесенного инсульта

Сердечно-сосудистые патологии занимают первое место среди причин смерти от неинфекционных заболеваний. Осложнения системного атеросклероза, гипертонической болезни, нарушений ритма сердца ведут к острым расстройствам мозгового кровообращения.

Последствия внезапного кровоизлияния или остановки доставки питательных веществ и кислорода к тканям головного мозга включают стойкие изменения функций органов.

Реабилитация таких больных должна проводиться в комплексе с логопедом, поскольку нарушение речи при инсульте усложняет восстановление человека как личности.

Инсульт: суть патологии, виды и причины нарушений

Инсульт (англ. «stroke» — удар) – неврологическая патология, которая характеризуется острым нарушением мозгового кровообращения.

Кровоснабжение структур центральной нервной системы производится преимущественно через систему внутренней сонной артерии и формированием сосудистого образования (Виллизиевого круга).

В зависимости от механизма развития нарушений различают два варианта патологии.

  • Ишемический (от «ischaemia» — останавливать кровь) возникает вследствие острого снижения транспорта питательных веществ к нервной ткани. Отсутствие поставки кислорода и питательных веществ ведет к дегенерации функциональных единиц, атрофии нервной ткани и нарушению функций.
  • Геморрагический (от «haemorhagia» — кровотечение). Патология характеризуется нарушением целостности сосудистой стенки с формированием внутричерепной гематомы.

Определенной причины, которая вызывает развитие инсульта у пациентов, не существует. Терапевты, неврологи и кардиологи разделяют группу предрасполагающих и пусковых условий.

  • К факторам риска относится: возраст старше 50-и лет, мужской пол, сопутствующие заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, атеросклероз, неадекватное лечение сахарного диабета.
  • Пусковые (тригерные факторы): черепно-мозговые травмы, транзиторные ишемические атаки (ТИА) и большие хирургические вмешательства на органах грудной и брюшной полости.

Кроме того, к предрасполагающим факторам относится отягощенный семейный анамнез (наличие инсульта у родственников), курение и стрессовая работа. Лечение всех форм нарушения мозгового кровообращения проводится в условиях стационара.

Речевые расстройства после перенесенного инсульта

Нарушение речи при инсульте

Асимметрия лица, возникающая после инсульта (фото: www.pikabu.ru)

Последствием острого нарушения мозгового кровообращения является очаговая симптоматика в зависимости от зоны поражения. Характерные симптомы инсульта:

  • Асимметрия мимических мышц, вызванный центральный параличом лицевого нерва.
  • Односторонний паралич мышц – неспособность волевого сокращения и выполнения движений. В одном из ранних диагностических тестов больного просят поднять руку, или показать язык. Отсутствие движений при ясном сознании пациента и попытке выполнить просьбу свидетельствует о параличе.
  • Анизокория – зрачки в обоих глазах разного диаметра.
  • Несвязная или отсутствующая речь связана с нарушенной иннервацией артикуляционного аппарата. Нарушение речи после инсульта возникает вследствие поражения средней мозговой артерии доминантного полушария.

Важно! У большинства людей (правшей) речевой центр находится в левом полушарии, поэтому речевые расстройства возникают при левостороннем инсульте.

После перенесенного нарушения кровообращения в головном мозге повреждаются сенсорные (восприятие) и продуктивные (воспроизведения) формы письменной и устной речи.

 В классификации расстройств письменной речи выделяют следующие варианты:

  • Нарушение продуктивного синтеза – письма (дисграфия). Патология характеризуется нарушенным формированием пространственного образа символа, частыми аграмматизмами (ошибками) в написании элементарных слов. Наиболее тяжелая степень расстройства называется аграфией и характеризуется полной утратой навыков письма.
  • Расстройство восприятия – чтения (дислексия). Данное нарушение характеризуется потерей способности узнавать буквы, соединять в слоги и слова при сохраненных интеллектуальных способностях и остроте зрения. Полная утрата навыков чтения – алексия.

Для устной речи варианты расстройств различаются, в зависимости от локализации пораженного участка и клинических проявлений нарушений кровообращения.

  • Семантическо-структурные – характеризуются нарушением грамматического оформления речи с ошибками в употреблении фраз, согласовании частей сложного предложения.
  • Изолированное фонематическое нарушение, которое связано с повреждением артикуляции при сохранении навыков структурного оформления речи.

Клиническая характеристика нарушений устной речи

Нарушения устной коммуникации является одним из наиболее травмирующих факторов для пациента, перенесшего инсульт. Выделяют два варианта нарушений:

Нарушение речи при инсульте: формы, признаки, способы реабилитации

При нарушении мозгового кровообращения развиваются расстройства различных функций организма. Нарушенная речь после инсульта отмечается при поражении соответствующих структур, во время которого наблюдается атрофия нервных клеток. В отделах левого полушария головного мозга находится 2 зоны, отвечающие за функционирование речевого аппарата.

Одной из них является моторный центр Брока. Он расположен в заднем отделе третьей лобной извилины, благодаря чему образует передний речевой центр. Эта структура отвечает за воспроизведение устной и письменной речи вследствие подачи сигналов, приводящих мышечные волокна в движение, а также язык жестов.

Вторая зона является сенсорной и носит название центра Вернике. Она располагается в верхней височной извилине. Её функцией является хранение информации и построение предложения из отдельных слов или словосочетаний. Также она связана со слухом, памятью и возможностью распознавания объектов.

Помимо этого, врачи выделяют 2 структуры, которые принимают участие в речевых нарушениях. К ним относятся:

  • зрительная кора;
  • слуховая кора.

При обширных инсультах в связи с близким расположением этих структур возможно поражение сразу нескольких зон, которые отвечают за речь.

У левшей нарушения речевого аппарата вследствие инсульта могут отмечаться в любом из полушарий. Левосторонние расстройства переносятся гораздо легче благодаря сглаженной клинической картине.

Это обусловлено локализацией речевого центра:

  • в 60% случаев – слева;
  • в 20% – справа;
  • в остальных случаях – между двумя полушариями.

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.

Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Как распознать инсульт?

При инсульте счет идет порой буквально на минуты. От того, насколько быстро и точно сориентируются в ситуации люди, окружающие больного, зависит не только возможность его дальнейшего восстановления.

Прежде всего, речь идет о жизни, поскольку от инсульта ежегодно умирают миллионы человек. Причем эта болезнь не щадит никого – ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни молодых людей. Инсульт.

Факторы риска

В последнее время инсульт сильно помолодел. Случаи развития этого заболевания у людей в возрасте 25-30 лет уже никого не удивляют. Этому способствует множество факторов – от наследственности до вредных привычек. К основным факторам риска развития инсульта относятся:

  • Артериальная гипертония
  • Повышенный уровень холестерина в крови
  • Злоупотребление алкоголем
  • Постоянные стрессы
  • Курение
  • Малоподвижный образ жизни, ожирение
  • Неправильное питание (злоупотребление солеными, острыми, жирными блюдами)

Кроме того, инсульт чаще регистрируется у пожилых людей. И если в возрасте до 60 лет мужчины подвержены этому заболеванию больше женщин, то после 60 лет ситуация меняется – женщины страдают инсультом чаще. Что же касается неблагоприятного исхода, то смертность от инсульта выше именно среди представителей сильного пола.

Смертность при инсульте обусловлена тем, что люди, которые находились рядом, не придали значения подозрительным симптомам, растерялись и не вызвали вовремя скорую помощь. И драгоценные минуты уходили, унося вместе с собой шансы пострадавшего на жизнь.

Немного статистики:

  • Инсульт ежегодно поражает почти полмиллиона россиян, то есть, каждые 2 минуты в нашей стране регистрируются случаи инсульта. Треть больных умирает в течение первого месяца (многие – в первые дни), в течение года – 50% больных
  • Инсульт – вторая по распространенности причина смертности, на первом месте – сердечнососудистые заболевания
  • Инсульт – частая причина инвалидизации больных, каждый третий человек, перенесший инсульт, уже никогда не встает с постели
  • Смертность при инсульте напрямую зависит от того, насколько быстро была оказана квалифицированная медицинская помощь

Риску инсульта подвергается каждый из нас, и в любую минуту кто-то рядом может нуждаться в неотложной помощи. И если вы будете знать, как проявляется инсульт, что нужно предпринять, если это произошло, то тем самым вы можете спасти жизнь этому человеку.

  • Важно!
  • Чем раньше будет оказана помощь при инсульте, тем ниже вероятность летального исхода и риск того, что человек окажется на всю жизнь прикованным к инвалидному креслу.
  • Что такое инсульт?

Инсульт представляет собой острое нарушение мозгового кровообращения, которое происходит из-за закупорки тромбом сосуда головного мозга.

В результате кровоснабжение определенного участка головного мозга ухудшается или прекращается полностью, приводя к его отмиранию.

Это приводит к очень тяжелым последствиям: паралич одной стороны тела (полный или частичный), нарушение речи, изменение личности больного.

Как распознать симптомы инсульта

Признаки инсульта в большинстве случаев проявляются уже в первые минуты заболевания. И распознать их может каждый. При инсульте клетки головного мозга, лишенные нормального кровоснабжения, начинают отмирать, что может проявиться следующими симптомами:

  • Резкая головная боль
  • Сильное головокружение, нарушение координации движения
  • Слабость, онемение мышц с одной стороны тела
  • Проблемы с речью (заторможенность, нарушение дикции, полная неспособность произносить звуки)
  • Потемнение в глазах, ощущение размытого изображения, двоение предметов, ухудшение зрения
  • Спутанность сознания или его потеря (чаще кратковременная)
  • Дезориентация в пространстве (путаница в датах, неспособность определить свое местонахождение, отсутствие контактности, человек может не узнавать близких)
  • Галлюцинации

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, даже если они были кратковременными. При малейшем подозрении на инсульт, например, если человек беспричинно споткнулся несколько раз или буквально на несколько секунд потерял сознание, воспользуйтесь правилом УЗП:

Попросите человека улыбнуться. При инсульте происходит паралич мышц с одной стороны тела, в результате чего улыбка получается кривой – на пораженной стороне уголок рта останется опущенным.

Попытайтесь заговорить с пострадавшим, попросив его произнести любую несложную фразу, например «На улице идет дождь». При инсульте речь обычно нарушается, становится бессвязной или заторможенной.

Попросите пострадавшего поднять обе руки вверх одновременно. При инсульте одна рука будет падать или уходить в сторону.

Если сомнения остаются, предложите больному высунуть язык. При инсульте он обычно западает набок. Если у пострадавшего человека присутствует хотя бы один признак инсульта – срочно вызывайте скорую помощь! При этом максимально точно перечислите все симптомы.

Даже если признаки инсульта были кратковременными, и пострадавший быстро пришел в себя, важно убедить его обязательно обратиться за медицинской помощью.

Необходимо знать, что несерьезные на первый взгляд симптомы инсульта почти в 100% случаев свидетельствуют о серьезных нарушениях мозговых функций.

И это, в свою очередь, может стать причиной тяжелых последствий, которые приковывают больного к инвалидной койке или даже приводят к летальному исходу.

Важно!

К симптомам инсульта нельзя относиться легкомысленно. Пусть вас не вводит в заблуждение кратковременное нарушение функций. В большинстве случаев после видимого улучшения состояния через некоторое время болезнь прогрессирует, но врачи уже не успевают спасти больного.

В ожидании помощи

До приезда скорой помощи постарайтесь предпринять меры, которые не позволят ухудшить и без того сложное положение:

  1. Помогите пострадавшему принять горизонтальное положение, уложите его на кровать или, если это произошло на улице – на скамейку или даже просто на пол.
  2. Обеспечьте правильную позу пострадавшему: голова и плечи должны быть немного приподняты (примерно на 30 градусов), но шею при этом сгибать не следует
  3. Позаботьтесь о свободном притоке воздуха – откройте форточку, окно или дверь
  4. Расстегните одежду, которая мешает свободному дыханию, расслабьте галстук, снимите с шеи шарф или платок
  5. В случае возникновения рвоты поверните голову пострадавшего набок, чтобы исключить попадание рвотных масс в дыхательные пути

Если самое страшное произошло с кем-то из ваших родных или близких – не позвольте панике захлестнуть вас. Ведь от вашего хладнокровия и уверенности зависит в такой сложной ситуации очень многое.

Расстройство речи при инсульте

Расстройство речи при инсульте.

Инсультом называют повреждение вещества головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения. При разрыве кровеносного сосуда головного мозга вследствие кровоизлияния в мозг развивается геморрагический инсульт. При спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга — ишемический инсульт (инфаркт мозга).

В большинстве случаев инсульт вызывает стойкие необратимые изменения в ЦНС, приводящие к инвалидности.

Реальная угроза развития инсульта возможна в случаях:

  • генетической склонности организма к таким состояниям (кто-либо из близких родственников уже перенес инсульт или инфаркт миокарда);
  • курения или злоупотребления алкоголем. Курение удваивает вероятность инсульта! После прекращения курения риск инсульта снижается и через 5 лет становится таким же, как и у некурящих;
  • заболевания сахарным диабетом;
  • наличия артериальной гипертонии или стенокардии;
  • предшествующего инфаркта миокарда или преходящего нарушения мозгового кровообращения, или инсульта;
  • аритмии или склонности к образованию тромбов (повышенная свертываемость крови).

Особенно важным фактором, свидетельствующим о склонности к развитию инсульта, служат так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК). Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются в течение нескольких минут, реже — часов, но не более суток, и заканчиваются полным восстановлением функций.

Главные симптомы инсульта включают:

  • внезапное онемение или появление слабости в области лица, рук или ног, особенно на одной стороне тела;
  • неожиданное возникновение затруднения при выговаривании или понимании речи, при чтении текста;
  • резкое ухудшение зрения на один или оба глаза;
  • внезапное нарушение координации движений (шаткость походки), головокружение;
  • внезапная сильная необъяснимая головная боль.

Один из самых распространенных симптомов инсульта — невнятная речь. Нарушение речи в сочетании с онемение лица или конечностей, нарушения зрения, головокружение и потеря координации, и сильная головная боль, требует немедленной медицинской помощи.

Инсульт вызывает прекращение притока крови к мозгу, лишая его клетки кислорода. Клетки мозга погибают через несколько минут, вызывая потерю неврологических функций, осуществляемых ими.

Инсульты, поражающие теменную долю мозга, центр Брока и центр Вернике могут повлиять на речь. Речь человека после инсульта очень тяжело понять.

В результате повреждения нижних отделов теменной и нижних отделов левой лобной доли мозга у  больного нарушаются сложные речевые двигательные команды, и он перестает говорить. Эти люди очень часто молчат и не хотят сами вступать в разговор.

Ответы их в основном являются односложными. Большему восстановлению подлежит сенсорная речь. Моторная восстанавливается гораздо хуже и сложнее.

Есть несколько типов речевых трудности, которые могут возникнуть после инсульта:

  • Афазия является приобретенным языковым расстройством, влияющим на способность говорить и понимать язык, а также читать и писать.Обычно также возникают расстройства чтения и письма. При поражении височной области возникает сенсорная афазия. Клинические варианты ее крайне разнообразны, от полной неспособности понимать даже самые простые слова и предложения до небольших расстройств (невозможности различать нюансы, дифференцировать сходные по звучанию слова).В тех случаях, когда сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами устной речи, характерным признаком является многоречивость больного. Вследствие выпадения контроля над собственной речью, последняя становится дефектной – больные охотно заменяют слова не по смысловому, а по звуковому сходству. Эти нарушения речи при инсульте делают речь больного труднопонимаемой для окружающих. При повреждении нижних отделов левой лобной и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения сложных речевых двигательных команд.Такие больные отличаются молчаливостью, они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно. Обычно имеются сочетанные нарушения речи при инсульте в виде комплексной афазии. Следует отметить, что сенсорная речь восстанавливается обычно лучше, чем моторная. Может возникать и такое нарушение речи при инсульте, при котором больной как бы забывает названия окружающих предметов, явлений и т.п. Речь таких больных бедна существительными.
  • Дизартрия является двигательным расстройством или по другому  расстройство экспрессивной речи при сохранности ее понимания. Возникает при поражении мозжечка, базальных ганглиев, премоторных отделов коры доминантного полушария (возникает вялый или спастический паралич речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры).Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедлена, иногда прерывиста. При этом голос слабый, глухой.
  • Апраксия речи (или словесная апраксия) является невозможностью получения информационной команды речевой мышцей.

Грубые нарушения речи еще в большей степени, чем двигательные расстройства, исключают больного из привычного круга общения, создают тягостное ощущение изоляции и одиночества, нарушают его адаптацию.

Речевые расстройства могут усугублять и поддерживать депрессию, которая развивается более, чем у половины перенесших инсульт и, в свою очередь, существенно затрудняет реабилитацию больного, отнимает у него веру в успех, желание и настойчивость в преодолении двигательных, речевых и других нарушений.

Восстановление речевых функций требует длительного времени — иногда до 3-4 лет. Поэтому самое серьезное внимание должно быть уделено формированию в семье правильных навыков общения с больным, имеющим речевые расстройства.

Необходимо помнить, что речь — это только маленькая часть языка как средства взаимопонимания. Невербальное общение (жесты, мимика, прикосновения, пантомима) поможет наладить контакт с больным. В большинстве повседневных ситуаций можно обходиться без опоры на речь.

Хорошо известно, что мы можем легко общаться с детьми в возрасте до 4-5 лет, когда они еще только учатся правильно строить и использовать фразы.

Воспоминания этого периода в нашей жизни помогут найти бесконечное число конкретных возможностей вновь ощутить радость взаимопонимания.

Если речевое общение с больным в какой-то мере сохранено, полезными будут следующие рекомендации:

  • Если больной использует необычное слово или звук для обозначения предмета, понятия или выражения своих мыслей (при условии, что речевые способности не восстанавливаются), можно принять этот новый термин или звук и пользоваться им.
  • Настаивая на употреблении больным правильного термина, можно вызвать раздражение или гнев. Многие пациенты с афазией быстро устанавливают связь с окружающими без опоры на речь. Они выражают свои чувства, используя жесты, звуки, особые слова.
  • При разговоре использовать простые короткие фразы. Не следует при этом повышать голос. Громкая речь иногда затрудняет понимание.
  • С некоторыми больными легче общаться письменно.

Если при разговоре с больными афазией не реагировать на их «язык», они могут перестать общаться. Такая же реакция может быть и в том случае, если заставлять их говорить на языке, который для них труден.

Иногда больные с афазией так быстро воспринимают невербальную коммуникацию, что легко переоценить их способность к пониманию.

Поскольку многое из того, что Вы сообщаете больному, сопровождается стереотипными движениями и мимикой, больной может легко угадывать Ваши пожелания, но не понимать речь.

Если Вы постоянно преувеличиваете его способность говорить или понимать речь, у него быстро возникнут растерянность и разочарование; они создадут преграды для дальнейшего обучения.

Неправильные логопедические приемы могут привести к серьезным отрицательным последствиям. Больной может разувериться в успешности обучения вообще и его активность резко снизится, вплоть до отказа от занятий. Поэтому родные и лица, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Инсульт – это очень серьезное заболевание. Поэтому родственникам больного придется запастись терпением и проявить максимум понимания, участия в его реабилитации. Ведь четкая речь – неотъемлемая часть индивидуальности каждого человека

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *