Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
- Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
- Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
- Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
- Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
- Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.
В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.
Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.
Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.
Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.
Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:
- постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
- поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
- как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
- включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
- запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.
Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.
Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.
В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.
Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:
- фармакологическое лечение;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.
В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:
- ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
- гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
- кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
- диуретики для снятия отеков мозга.
В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.
Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.
Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:
- нарушение жевательной функции;
- слюнотечение;
- обвисание щеки, уголка рта.
Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.
Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.
Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:
- задания надо выполнять от простых к более сложным;
- необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
- важно избегать переутомления;
- частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.
Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.
Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:
- фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
- семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
- наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
- творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.
Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.
Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:
- выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
- слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
- улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
- свернуть язык в трубочку;
- почмокать губами;
- облизать губы, провести языком по небу;
- медленно надувать и сдувать щеки.
Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.
Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.
Упражнения для языка:
- высунуть язык, подержать несколько секунд;
- высунуть язык, поднять к носу, подержать;
- высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
- водить кончиком языка по небу вперед-назад;
- цокать языком;
- прикусывать расслабленный язык;
- облизывать губы справа налево и слева направо.
Упражнения для губ:
- сложить губы трубочкой и вытянуть;
- улыбнуться, не разжимая губ;
- поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
- надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
- подуть сквозь расслабленные губы;
- оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
- чередование приподнятых и опущенных уголков губ.
Упражнения для голоса:
- произносить поочередно гласные на выдохе;
- артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
- произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
- произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.
Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.
Упражнения для мимики:
- поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
- широко открывать, потом расслаблять рот;
- надувать-сдувать щеки;
- складывать губы как для поцелуя;
- вытягивать язык в разные стороны;
- двигать челюстью вправо, влево, по кругу.
Физиотерапия
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед
Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.
Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.
Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?
Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.
Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.
Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.
Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?
Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.
Основные методы лечения:
- медикаментозный;
- физиотерапевтический;
- психологический.
Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.
Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?
После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.
Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.
Виды речевых расстройств
Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.
Афазия
Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.
При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.
Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.
При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.
При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.
Дизартрия
При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.
Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного
Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного
- После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.
- Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.
- Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.
Почему нарушается речь после инсульта
Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.
Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.
Моторная зона отвечает за:
- правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
- управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.
Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.
Ответственность этой зоны:
- связь отдельных слов в осмысленные предложения;
- сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.
На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.
Виды мозгового инсульта
Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.
Разновидности речевых расстройств
Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.
Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.
Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.
Различают такие виды нарушений речи после инсульта:
- дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
- афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
- диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.
- Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.
- Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.
- Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.
Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта
Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:
- занятия с врачом-логопедом;
- различные физиологические процедуры;
- лечение медикаментами;
- регулярные физические нагрузки;
- интенсивные дыхательные упражнения;
- работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.
- Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.
- Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.
- Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.
- Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.
- Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.
Занятия с врачом-логопедом
Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.
Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта
Общими для всех методик являются следующие приемы:
- пение для завершения предложений;
- при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
- произносить окончания предложений вместе с пациентом;
- подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
- повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
- демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
- поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
- чтение скороговорок;
- заучивание отрывков стихотворений.
Домашние упражнения в реабилитационный период
- После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.
- Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.
- В этот период родственникам рекомендуется:
- разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
- по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
- не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
- не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.
Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.
Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях
Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.
Поэтому в общении с больным следует:
- разговаривать с больным короткими предложениями;
- формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
- не перескакивать с одной темы на другую;
- если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
- для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
- убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.
Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.
Возможные проблемы при реабилитации
В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.
Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.
Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.
Заключение
В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.
Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.
Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт
Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.
Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.
Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.
Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.
после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.
После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.
В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.
Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).
Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
- Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
- Как улучшить и сохранить память
- 8 мифов об арт-терапии
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.
Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Никита Гайдуков Об авторе
Образование: Студент 4 курса медицинского факультета №1 по специальности «Лечебное дело» Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
Опыт работы: Медицинская сестра кардиологического отделения Тячевской районной больницы №1, генетик/молекулярный биолог в лаборатории Полимеразно-цепной реакции при ВНМУ им. Н.И. Пирогова.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Как быстро восстановить речь после инсульта в домашних условиях
Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.
Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.
Общие правила и рекомендации
Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.
Первая помощь заключается в следующем:
- Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
- Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
- Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
- С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
- Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.
При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.
Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий.
Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия.
Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.
После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.
Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.
Классификация и симптомы речевых нарушений
Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.
Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.
Степени дизартрии
- Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.
- Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:
- Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
- Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
- Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
- Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.
Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.
Виды афазии
Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
- Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
- Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
- Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
- Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
- Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.
Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.
Причины нарушения речи при инсульте
Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.