Лекция 2. правовая информация и ее виды

Тема 2. Правовая информация и ее виды

Понятие «правовой
информации».

Понятие «правовая
информация» и ее виды.

2.1.Понятие «правовой информации»

До 70-х годов прошлого
века в юриспруденции понятие «правовая
информация» вообще не использовалось,
как и вообще термин информац до недавнего
времени не использовался в сфере
общественных отношений.

С развитием
теории информации и внедрением ее в
практику общественной жизни стали
использоваться понятия «информация»,
«информационные процессы» и др.

Постепенно
и в юриспруденцию были внесены новые
понятия, связанные с информацией.

При этом следует
заметить, что в текстах законов и других
нормативных правовых актов до сих пор
отсутствует определение понятия
«правовая информация». Это дает
возможность по-разному понимать его
содержание.

Известный юрист
А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой
плоскости правовую информацию (только
официальные нормативно-правовые
документы и их аналоги, содержащиеся в
справочно-поисковых системах). Более
широко понимал правовую информацию
С.С.Москвин, включая в это понятие все
сведения и сообщения о правовой сфере,
включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.6

Современные авторы
применяют более дифференцированный
подход к определению понятия «правовая
информация». Этому способствует практика
нормотворчества и достижения аналитической
юриспруденции.

В частности,
О.А.Гаврилов относит к правовой информации
«любые сведения о фактах, событиях,
предметах, лицах, явлениях, протекающих
в правовой сфере, содержащиеся в различных
источниках и используемых государством
и обществом для решения практических
задач правотворчества, правоприменительной
и правоохранительной деятельности,
защиты прав и свобод личности».

  • Суммируя различные
    мнения, можно сделать вывод о том, что
    к правовой
    информации относятся все официальные
    нормативные правовые акты и документы,
    имеющие правовой характер, а также
    неофициальные сообщения, непосредственно
    связанные с практикой нормотворчества
    и юридической деятельностью.
  • Таким образом, к
    правовой информации относятся:
  • — нормативные и
    ненормативные правовые акты (законы,
    подзаконные акты, акты правоприменения
    и др.);
  • — нормативные акты
    корпораций и других организаций;
  • — официальные акты
    и обобщения судебной практики;
  • — документы
    юридической деятельности правоохранительных
    органов;
  • — официальные
    заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые
    в процессуальной деятельности судебных
    органов;
  • — доктринальные
    заключения и иные процессуально-оформленные
    или официальные сообщения ученых и
    научных учреждений по различным проблемам
    общественной жизни.

2.2.Виды правовой информации

  1. Принято считать,
    что к основным видам правовой информации
    относятся
    нормативная и ненормативная правовая
    информация.
  2. Нормативная
    правовая информация.

  3. К наиболее
    распространенному виду правовой
    информации, то есть информации
    непосредственно относящейся к норма
    права, являются нормативные правовые
    акты разного уровня и разновидностей
    (международные правовые документы,
    федеральные нормативные акты, региональные
    нормативные правовые акты и нормативные
    правовые акты органов местного
    самоуправления).

К нормативной
правовой информации относятся также
нормативные акты локального характера
(документы организаций нормативного
характера – приказы и распоряжения,
инструкции и др.).

Ненормативная
правовая информация.

К этому виду
относятся официальные акты и сообщения,
принятые органами власти и судебными
органами в ходе осуществления ими
правоприменительных функций.

То есть
функций, непосредственно связанных с
реализацией норм права. Именно поэтому
они относятся к правовой информации.

К
ним относятся постановления и распоряжения
органов исполнительной власти, на основе
которых реализуются права и интересы
субъектов права; акты правосудия.

  • К ненормативной
    правовой информации относится также
    огромный массив неофициальной информации
    правового характера судебных органов
    (официально опубликованные обобщения
    и обзоры судебной практики).
  • Кроме того, к
    ненормативной правовой информации
    относятся сообщения (документы) о
    результатах юридической деятельности
    правоохранительных органов, которые
    имеют правовое значение (в которых
    дается правовая оценка действий и
    деятельности субъектов права) в
    существующей действительности или в
    будущем времени.
  • К ненормативной
    правовой информации могут относиться
    официальные (документально оформленные)
    заключения экспертов и специалистов,
    а также другие доказательства, допустимые
    в процессуальной деятельности судебных
    органов, а также доктринальные заключения
    и иные процессуально-оформленные или
    официальные сообщения ученых и научных
    учреждений по различным проблемам
    общественной жизни.
  • Электронная
    правовая информация.
  • Наряду с информационным
    правовым массивом официального характера
    существует целая система неофициальной
    правовой информации.

Начиная с 90-х годов,
с момента начала информатизации
государственной и общественной жизни
и массового внедрения компьютеров
получило распространение массовое
использование справочных правовых
систем (далее — СПС) в электронном виде.
Такие системы формируются на основе
применения информационных технологий
и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и
удобные условия использования выдвинули
такие информационно-справочные правовые
системы в число наиболее распространенных
в настоящее время.

К числу электронной
правовой информации относятся не только
известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», но и правовая
информация размещаемая и распространяемая
по каналам глобальных телекоммуникационных
сетей (например, ИНТЕРНЕТ).

В последнее
время, в связи с внедрением наиболее
интеллектуальных и высокотехнологичных
поисковых систем, в сетевом режиме
юристы и другие специалисты используют
полезную правовую информацию (нормативные
правовые акты, информацию о судебной
деятельности, аналитическую правовую
информацию и т.д.).

В последнее время
внедрение электронных форм ведения
деловой жизни позволило использовать
новые формы передачи правовой информации
(в том числе электронных документов). В
связи с принятием закона «Об
электронно-цифровой подписи» такие
формы получают все большее распространение.

Правовая информация и ее виды — студопедия

ЛЕКЦИЯ 2.

Тема 2. Правовая информация и ее виды.

Понятие «правовой информации».

Понятие «правовая информация» и ее виды.

2.1.Понятие «правовой информации».

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информац до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений.

С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др.

Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах). Более широко понимал правовую информацию С.С.Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.[6]

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О.А.Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

  • Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.
  • Таким образом, к правовой информации относятся:
  • — нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.);
  • — нормативные акты корпораций и других организаций;
  • — официальные акты и обобщения судебной практики;
  • — документы юридической деятельности правоохранительных органов;
  • — официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;
  • — доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов ГМУ

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. 

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий. 

Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов.

В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов.

Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов

  • Философский подход: Информация – это взаимодействие, отражение, познание.
  • Кибернетический подход: Информация– это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи
  • Можно выделить следующие подходы к определению информации:
  • * традиционный (обыденный) — используется в биологии, информатике:
  •  Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
  • * вероятностный  — используется в теории об информации: 
  • Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
  • Информация обладает следующими свойствами:
  • 1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)
  • 2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
  • — копирование,
  • — размножение информации,
  • — передача от источника к получателю,
  • — перевод с одного языка на другой,
  • — перенос на другой носитель,
  • — старение (физическое старение – носителя, моральное старение – ценностное).

3) Практические свойства — информационный объем и плотность.

Деятельность любой организации и ее успех на рынке зависит от множества факторов окружающей среды. Именно поэтому каждая организация в рамках менеджмента реализует функцию планирования, собирая и анализируя информацию об условиях ведения деятельности.

Планирование помогает организации принимать решения, предупреждающие возникновение и развитие проблемных ситуаций, без ущерба для достижения организационных целей. В процессе принятия любого решения, в том числе управленческого, используется информация.

Точность и полнота информации гарантирует, что принятие решения будет обоснованным, учитывающим наибольшее возможное количество факторов.

Обеспечение доступа к информации, необходимой для эффективного принятия управленческих решений, называется информационно-аналитическим обеспечением. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений может осуществляться силами специализированных подразделений организации или отдельно нанятых сторонних компаний (или экспертов), оказывающих консультационные услуги.

Сбор, обработка и подготовка информации может быть также функцией каких-либо отделов компании. Отдел может заниматься сбором и анализом информации, связанной с его деятельностью.

Конспект по правовой информатике — виды правовой информации

2.2.Виды правовой информации.

  • Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация.
  • Нормативная правовая информация.
  • К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации непосредственно относящейся к норма права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера – приказы и распоряжения, инструкции и др.).

Ненормативная правовая информация.

К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций.

То есть функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации.

К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.

  1. К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики).
  2. Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени.
  3. К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.
  4. Электронная правовая информация.
  5. Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.

Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее — СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.

К числу электронной правовой информации относятся не только известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», но и правовая информация размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ).

В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).

В последнее время внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в том числе электронных документов). В связи с принятием закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение.

Разновидности правовой информации

Вся правовая информация подразделяется на классы и виды в зависимости от характера ее формирования и значения для юридической деятельности. Правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов отражается в правовой информации, классифицированной в особом порядке.

Замечание 1

Правотворческая деятельность включает в себя разработку и принятие норм права, нормативно-правовых актов, их опубликование.

Правовой информацией можно считать огромный блок нормативно-правовых актов локального характера, которые могут быть приняты, например, работодателем в пределах своей компетенции. Локальные НПА содержат нормы, относящиеся к трудовому законодательству. Такие НПА в правоведении называются источниками информации правового характера.

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.

Определение 1

Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Определение 2

Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.

Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.

Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.

Замечание 2

Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.

Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.

Вывод 1

Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.

Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.

В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.

Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия.

Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма.

Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.

Вывод 2

Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Вывод 3

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам.

Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования.

Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Уровни правовой информации

Правовая информация делится на три уровня. К первому уровню относятся:

  • НПА и локальные НПА;
  • постановления и определения Конституционного Суда РФ;
  • правоприменительные акты.

Ко второму уровню относятся:

  • постановления пленумов высших судебных органов, которые разъясняют спорные правовые положения;
  • постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело, не прибегая к передаче его в суд.

К третьему уровню относятся:

  • экспертные заключения, имеющие юр. значение для окончательного судебного решения;
  • доктринальные заключения ученых, где дается правовая оценка неопределенности некоторых норм, подлежащих применению в судебных органах.

Юристы для работы в правовой сфере формируют и используют большой объем информации, касающейся отдельных форм юр. деятельности. Такая информация значима для формирования интеллектуально-волевых основ юр. деятельности и в силу этого имеет правовое значение. Сюда можно отнести:

  • статистическую правовую информацию, раскрывающую количественные соотношения, значимые параметры правовых явлений;
  • оперативно-розыскную информацию, включающую в себя сведения о пропавших людях, о разыскиваемых преступниках, о материальных объектах и пр;
  • гражданско-правовую договорную информацию, содержащую данные о договорах и других формах и способах защиты прав граждан;
  • научную и учебную правовую информацию, содержащую юридические знания и исследования.

Замечание 3

Основными видами правовой информации считаются нормативная и ненормативная правовая информация.

Информацией, которая имеет непосредственное отношение к нормам права, является нормативно-правовой акт. НПА бывают разного уровня: международные, федеральные, региональные, органов местного самоуправления. Акты локального правового регулирования, решения Конституционного Суда РФ, судебных органов тоже относятся к нормативной правовой информации

К ненормативной правовой информации относятся официальные юридические акты, принятые при осуществлении правоприменения и связанные с реализацией норм права. Неофициальная информация судебных органов, такая как постановления пленумов высших судебных органов разъяснительного характера, тоже относится к ненормативной.

Правовой характер она имеет потому, что высшие судебные органы обобщают содержание принятых актов и ориентируют суды на правильную правовую квалификацию. ситуации. Документы о результатах юр.

деятельности, постановления следователей и дознавателей, которые завершают дело без передачи его в суд, экспертные заключения, доктринальные толкования по различным проблемам правовой сферы имеют статус ненормативных источников.

Опиши задание

Правовая информация

  • Наиболее важным
    направлением профессиональной
    деятельности юриста является справочная
    информационная работа. С появлением на
    рабочем столе компьютера изменился ее
  • характер и содержание.
  • Нельзя сказать,
    что теперь остался только один источник
    правовой информации – его электронная
    версия. Нет, конечно, бумажные носители
    по-прежнему занимают свое место –
    особенно официальные тексты, которые
    будут всегда, как бы не компьютеризованна
  • будет наша жизнь.
  • И тем не менее, в
    оперативном отношении электронная
    правовая информация всегда будет иметь
  • преимущества.
  • Концепцией правовой
    информатизации, утвержденной Указом
    Президента РФ от 28 июня 1993 года, была
  • поставлена задача создания

Общенациональной
системе правовой информации, которая
должна была автоматизировать доступ к
правовой информации.

Работа по ее
созданию велась давно, еще со времен
больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались
первые проекты информатизации страны
в рамках общегосударственной системы
ОГАС (Общегосударственной автоматизированной

системы).

Проект создания
аналогичной системы так и назывался
Общегосударственная автоматизированная

система правовой информации (ОГАСПИ).

  1. Указами Президента
    РФ предусмотрено создание крупнейшего
    информационно-коммуникационного
    комплекса «Российская автоматизированная
  2. система информации о правовых актах».
  3. Она
    должна была опираться на систему
    эталонных банков нормативной правовой
    информации различных иерархических
  4. уровней.
  5. -эталонных
    банков нормативных правовых актов
    федеральных органов законодательной
    и исполнительной власти Российской
  6. Федерации;
  7. -эталонных
    банков общеобязательных правовых актов
    высших судебных органов: Конституционного
    Суда Российской Федерации, Верховного
    Суда Российской Федерации, Высшего
  8. Арбитражного Суда Российской Федерации;
  9. -эталонных
    банков ведомственных нормативных
    правовых актов, издаваемых федеральными
    министерствами и другими органами
  10. федеральной исполнительной власти;
  11. -единого
    интегрированного банка Российского
  12. центра правовой информации.
  13. -информационно-правовое
    обеспечение деятельности федеральных
    органов государственной власти, органов
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органов местного
    самоуправления, государственных и
  14. негосударственных организаций и граждан;
  15. -ведение
    интегрированного банка правовой
  16. информации;
  17. -формирование
    и распространение в машиночитаемом
    виде Собрания законодательства Российской
    Федерации и других электронных сборников
  18. официальных текстов правовых актов;

-формирование
Свода законов Российской Федерации в

машиночитаемом виде.

Более подробно об
этой системе вы можете ознакомиться в
учебниках В.А.Копылова «Информационное
право» и О.А.Гаврилова «Курс правовой

информатики».

3.2.Государственные
и негосударственные справочные правовые
системы. Основные
негосударственные справочные правовые
системы “Консультант Плюс”,
“Гарант”, “Кодекс”, ЮСИС, их
структура и характеристика,

  • сравнительный анализ.
  • К сожалению, проекты
    создания крупных автоматизированных
    правовых систем оказались незавершенны
    в силу разных причин. Одними из таких
    причин являются их громоздкость,
    зависимость от телекоммуникационных
  • систем, дороговизна и неповоротливость.
  • К примеру, работа
    над СПС «Эталон» Министерства юстиции
    РФ велась около 10 лет и она близка к
    своему завершению, но до сих пор все
    еще в таком незавершенном состоянии
    находится уже несколько лет. Причина,
    в основном, в недостаточной согласованности
  • министерств и ведомств.
  • В таком же состоянии,
    если не худшем, находится и СПС,
    разрабатываемая Научно-техническим
    центром «Система» Федерального агентства
    правительственной связи и информации
  • при Президенте РФ (ФАПСИ).
  • И не дело не в том,
    что эта структура в очередной раз
    реорганизована, а в тех причинах, которые
  • мне пришлось назвать чуть выше.
  • Главной из них
    является жесткая зависимость от
    телекоммуникационной сети и отсутствие
  • хорошего сервиса.
  • С начала 90-х годов
    велась аналогичная работа по созданию
    негосударственных справочных правовых
  • систем (СПС).
  • Первой негосударственной
    СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в
  • компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Среди
негосударственных (частных) компьютерных
фирм лидирующее место занимает
Научно-производственное предприятие
“Гарант-Сервис” (создано в 1990 г.).
Сегодня это высокотехнологическое и
наукоемкое производство со штатом более
300 человек в Москве и широкой сетью


представительств в России и за рубежом.

Общее число работников предприятия –
свыше двух тысяч. В практической и
научной деятельности “Гаранта”
неразрывно соединены данные юридической
науки и информатики. Фирма активно
сотрудничает с Государственно-правовым
управлением Аппарата Государственной
Думы, рядом других федеральных учреждений

  1. и организаций.
  2. Нормативные
    акты поступают в “Гарант”
    непосредственно из Администрации
    Президента РФ, Правительства РФ,
    Министерства финансов РФ, Центрального
    банка Российской Федерации, Государственного
    таможенного комитета РФ, Государственной
    налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного
  3. Суда РФ, других официальных источников.

ПОДРОБНОСТИ:   Что принимать при повышенном сахаре в крови

Правовые
базы и Справочники составляют справочную
правовую систему “Гарант”. Федеральное
законодательств представлено в
универсальных и специализированных
правовых базах. Универсальная база –

  • “Законодательство России”.
  • Такой
    порядок дает возможность не только
    просто и эффективно обновлять
    информационный банк пользователя, но
    и проводить эту операцию практически
  • с любой необходимой периодичностью.

Система “Гарант”
формирует подборки основных документов
по всем разделам законодательства.

В
системе представлено банковское,
таможенное, жилищное, земельное
законодательство, уголовное и
административное право, международное
право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная
практика.

Российское законодательство
представлено в сети Интернет. По заказу
Государственной Думы НПП “Гарант-Сервис”
разрабатывает компьютерные средства
для законотворческой и законопроектной

деятельности.

  1. Главным ее
    достоинством является ориентированность
    на экономическую тематику профессиональной
    деятельности, поэтому она пользуется
    наибольшим спросом у коммерческих
    структур финансово-экономической
  2. направленности.
  3. Вторая СПС
    «Консультант Плюс» создана в середине
    1994 году и занимает сегодня ведущее место
    среди пользователей, особенно в
    государственном секторе. Однако и
    реальный сектор экономики является
  4. крупным заказчиком этой системы.

Акционерное
объединение “Консультант Плюс”.

Ее сеть объединяет 300 региональных
информационных центров, производящих
поставку справочных правовых систем,
сервисное обслуживание и передачу
информации пользователям Информационные
ресурсы “Консультант Плюс” — более
340 тыс. документов. Объединение обслуживает
более 105 тыс. пользователей, из них — 20
тыс. в органах государственной власти.
В его составе работает до 10 тыс.


  • сотрудников.
  • Технология
    “Консультант Плюс” позволяет
    обновлять информационный банк пользователя
    без его полной замены, требующей больших
  • материальных и временных затрат.
  • В
    пополнение включаются только новые
    документы и изменения уже находящихся
  • в эталонном банке документов.
  • Региональные
    информационные центры ежедневно получают
    текущие дополнения и изменения из
    эталонного банка Координационного
    Центра Сети по системе электронных
    телекоммуникаций. Пользователю пополнение
    доставляется либо по модему, либо
  • курьером регионального центра.
  • В
    результате процедуры обновления,
    занимающей несколько минут, информационный
    банк пользователя становится идентичным
  • эталонному информационному банку.

Одним
из приоритетных направлений работы
Сети “Консультант Плюс” является
сотрудничество с правотворческими
органами. На настоящий момент в
государственных учреждениях используется
более 6 тыс. систем. Эффективность и
надежность сервиса и технологии
“Консультанта Плюс” позволяет
обслуживать органы власти и управления
вплоть до местного уровня, в том числе

в самых удаленных регионах России.

В середине 90-х
годов создана еще одна СПС – «Кодекс»,
которая содержит в своей базе данных
более 25 тыс. нормативных актов России.
Каждая отрасль права представлена:
основными документами; множеством
инструкций; приложениями и ми,
подробно разъясняющими тот или иной

  1. законодательный акт.
  2. Общее число
    источников информации — более 170.
  3. Имеется
    база данных “Правовое регулирование
  4. бизнеса в России” на английском языке.
  5. Помимо законодательных
    актов в правовой системе “Кодекс”
    содержится также консультационная
    информация, разъяснения отдельных
    положений законов, практика их применения;
    ответы на некоторые вопросы, возникающие
    в работе юриста. Собранная в этой базе
    информация в основном была опубликована
    в периодических изданиях, таких, как
    “Экономика и жизнь”, “Финансовая

  6. газета”, “Коммерсантъ”.
  7. Значительно меньший
    портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».

3. Неофициальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

ПОДРОБНОСТИ:   Гемоглобин низкий эритроциты в норме

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

  • В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
  • Законы
  • Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Сайт преподавателей информатики КМТТМП — Тема 1.2

Тема 1.2.  Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере.

     Информация является объектом правового регулирования. Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях.

Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя.

Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с распространением сети Интернет.

Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник.

Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал. Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.

     Право собственности состоит из трех важных компонентов: право распоряжения, право владения, право пользования.

     Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.

    Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

  •     Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
  •     Любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
  •     Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. 

    Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.  

    «Правовые нормы правового регулирования информации»

    «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.

    Уголовный кодекс раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г. Краткое содержание: Определяет меру наказания за «Компьютерные преступления». Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.

    «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.

     Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.

Дополнительный материал:

Лекция 1 понятие правовой информатики и ее предмет тема Понятие правовой информатики

Подборка по базе: ДЖП лекция.ppt, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА МАГИСТРЫ лекция №4.pptx, биология лекция 24.03.2020.docx, БД в СУ ЛЕКЦИЯ 5.pptx, Филиал №12 Лекция.docx, Виды правовой политики.

docx, ис по уир лекция.pdf, Курсовая Работа апрель 2018 г. СК РФ Понятие, цели и функции Док, учитель информатики.docx, 1 лекция.pdfТема 2. Правовая информация и ее виды.

Понятие «правовой информации».

Понятие «правовая информация» и ее виды.

2.1.Понятие «правовой информации».

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений.

С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др.

Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А.Б.

Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию,более широко понимал правовую информацию С.С.

Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.4

В частности, О.А.

Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся:- нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.

);- нормативные акты корпораций и других организаций;- официальные акты и обобщения судебной практики;- документы юридической деятельности правоохранительных органов;

— официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;

— доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

2.2.Виды правовой информации.

  • Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация.
  • Нормативная правовая информация.
  • Ненормативная правовая информация.
  • -относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации непосредственно относящейся к норма права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления). К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера – приказы и распоряжения, инструкции и др.).-относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия. -также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). -относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. Электронная правовая информация. Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее — СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время. К числу электронной правовой информации относятся не только известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», но и правовая информация размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).В последнее время внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в том числе электронных документов). В связи с принятием закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение.

ЛЕКЦИЯ 3.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

Тема 3. Электронные справочные правовые системы.Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.

Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

3.1. Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Проект создания системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ).Указами Президента РФ предусмотрено создание крупнейшего информационно-коммуникационного комплекса «Российская автоматизированная система информации о правовых актах».Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:-эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;-эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;-эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;-единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:

-информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

-ведение интегрированного банка правовой информации;-формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;-формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

3.2.Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

К примеру, работа над СПС «Эталон», СПС.Главной из причин является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.Первой негосударственной СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» (создано в 1990 г.).

В практической и научной деятельности «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в «Гарант» непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему «Гарант».

Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – «Законодательство России».Система «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства.По заказу Государственной Думы НПП «Гарант-Сервис» разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.Вторая СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе.

Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.— более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Одним из приоритетных направлений работы Сети «Консультант Плюс» является сотрудничество с правотворческими органами. НВ середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Общее число источников информации — более 170. Имеется база данных «Правовое регулирование бизнеса в России» на английском языке.

В правовой системе «Кодекс» содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Значительно меньший портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

  1. Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.
  2. ЛЕКЦИЯ 4.
  3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Формируется мировой рынок информационных технологий. Тема 4. Информатизация правотворческой деятельности

Задачи и функции информатизации правотворческих органов. Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Применение информационных технологий федерального и корпоративного нормотворчества.

4.1.Задачи и функции информатизации правотворческих органов.

Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке, принятию и изменению нормативных правовых актов.

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.

На стадии разработки необходимо изучить:- актуальность правового регулирования общественных отношений;- практику применения действующего законодательства;- историю правового регулирования;- зарубежный опыт нормотворчества по аналогичным проблемам.

Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.

Основными задачами информатизации являются:-формирование массива информационных ресурсов;-оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации;

-внедрение информационных технологий;

-обучение персонала навыкам работы с информационными средствами.

4.2.Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

  • Информатизация деятельности Государственной Думы РФ.
  • Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе, главным образом, в печатном виде: размножение и доставку депутатам всех документов в печатном виде.
  • Правовое управление Аппарата Государственной Думы обеспечивает экспертизу законопроектов, в том числе лингвистическую, то есть проверку текста законопроекта с точки зрения языкознания и правил грамматики.
  • Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *